Помним

назад

Мой дед – военный пилот

0
Мой дед – военный пилот

Мой дед Шевченко Михаил Васильевич родился 24 января 1918г. в селе Лемешкино Камышинского уезда Саратовской губернии (сейчас это Волгоградская область). Закончив в 1934г. семилетнюю школу, Михаил Васильевич поступил в электрохимический техникум в г. Сталинграде, а уже на втором курсе, в октябре 1935г, пошел в сталинградский аэроклуб, который окончил в ноябре 1936г, получив профессию пилота. С третьего курса техникума, по спецнабору, как пилот запаса, он был призван в армию и направлен в летное училище в г. Борисоглебск Воронежской области. В декабре 1937г, после окончания училища в звании старшина-пилот, Михаил Васильевич получил назначение в 119 авиаэскадрилью, которая базировалась в г. Баку.


 Старшина М.В. Шевченко (справа) по окончании летного училища. 1937г..jpg

Старшина М.В. Шевченко (справа) по окончании летного училища. 1937г.

Эскадрилья была вооружена истребителями И-16, на которых Михаил Васильевич летал до мая 1942г. Это была довольно современная по тем временам машина, носившая неофициальные прозвища «ишак» или «ястребок». Ее особенностью была высокая маневренность, что давало преимущество в условиях гор Кавказа, однако скоростные характеристики (до 400 км/ч) были средними, и к началу войны успешное противостояние на этих машинах новым немецким истребителям было возможно только при большом мастерстве наших пилотов

В Баку Михаил Васильевич прослужил до ноября 1941 г. На его подразделение возлагались задачи по патрулированию и охране воздушной границы с Ираном и Турцией, и поддержке наших подразделений, находящихся на территории Ирана. В условиях надвигающейся войны, Иран был наводнен немецкими агентами (вспомним фильм «Тегеран-43»), и существовала прямая угроза вовлечения этих двух стран на стороне Германии в качестве союзников, особенно Ирана, чей шах открыто симпатизировал Гитлеру. С целью нейтрализации прогерманского влияния Ирана, уже после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941г. Советским Союзом и Великобританией была проведена совместная операция «Согласие», информация о которой появилась в открытых источниках только в последнее время, и заключавшаяся в установлении контроля над железными дорогами и нефтяными месторождениями Ирана.

За 4 года службы в Баку, жизнь Михаила Васильевича была наполнена  многими важными событиями. В ноябре 1938г. ему было присвоено первое офицерское звание – младший лейтенант. В марте 1939г. при взлете в составе звена в составе 3-х самолетов, случился опасный инцидент - у его машины на высоте 100м. начал разрушаться двигатель, самолет чудом удалось посадить. А в декабре 1939г., там же в Баку, мой дед женился на Марии Ивановне Бурдоновой, моей бабушке, с которой прожил 61 год, до самой своей смерти в 2001г. В ноябре 1940г. деду было присвоено звание лейтенанта.

 

 М.В. Шевченко и М.И.Шевченко, Баку, декабрь 1939г..jpg

М.В. Шевченко и М.И.Шевченко, Баку, декабрь 1939г.

 

 Мл. лейтенант М.В. Шевченко (слева) во время службы в Баку. 1939г..jpg

Мл. лейтенант М.В. Шевченко (слева) во время службы в Баку. 1939г.

7 ноября 1941г, в должности командира авиаэскадрильи 265 истребительного авиаполка, Михаил Васильевич вылетел на Южный фронт, а с 12 декабря 1941г. приступил к боевым действиям с аэродрома Крымск Краснодарского края. Начиналась тяжелая оборона Крыма. Полку приходилось выполнять не только обычные задачи истребительной авиации, но и воздушную разведку, штурмовку артиллерийских и пехотных позиций противника, поддержку наших сухопутных войск. 4 января 1942г. полк был передислоцирован на аэродром Семь Колодезей на Керченском полуострове, откуда только что были выбиты немцы. Уже 5 января во время воздушной атаки на артиллерийские позиции немцев в двигатель самолета Михаила Васильевича попадает зенитный снаряд, выведя из строя 6 цилиндров из 12. Деду чудом удается довести самолет до своего аэродрома. А на следующий день, 6 января, время ремонта поврежденного зениткой двигателя, при налете на аэродром мессершмиттов, погибает техник деда – Харабуга. В тяжелейших условиях постоянных налетов, нехватки топлива и продовольствия, авиаполк Михаила Васильевича в составе других наших войск, 5 месяцев оборонял Керченский полуостров.

 

Ст. лейтенант М.В. Шевченко (второй справа) на Керченском полуострове. 1942г..jpg

Ст. лейтенант М.В. Шевченко (второй справа) на Керченском полуострове. 1942г.

Во время отступления наших войск с Керченского полуострова, 14 мая 1942 года, с последними 5ю самолетами Михаил Васильевич должен был вылететь на Большую землю. Но уже в 9 утра аэродром начали бомбить Ю-87. Все наши самолеты были уничтожены, рядом со щелью, где скрывались экипажи, разорвалась 100кг бомба. Дед был контужен и временно потерял слух, который потом так до конца и не восстановился. По окончании налета экипажи пешком ушли в сторону Керченского пролива, за сутки им пришлось пройти около 70 км, прежде чем удалось достичь пролива и переправиться на берег Краснодарского края, а затем – в станицу Гостагаевскую. За оборону Крыма лейтенант Шевченко был награжден орденом Красного Знамени.

 

 Выписка из наградного листа лейтенанта М.В. Шевченко – орден Красного Знамени, 1942г..jpg

Выписка из наградного листа лейтенанта М.В. Шевченко – орден Красного Знамени, 1942г.

В конце мая 1942г. полк был направлен на доукомплектование и обучение в Саратовскую область, где получил новые самолеты ЯК-1. Это была уже современная машина, способная разгоняться до 550-600 км/ч и вооруженная 20-мм пушкой и двумя пулеметами. На этих самолетах, в конце июня 1942г, полк был переведен на Брянский фронт в состав 16 Воздушной армии. Полк базировался под Ельцом, так первый раз Михаил Васильевич оказался на Липецкой земле. По рассказам деда, это была самая тяжелая страница в истории полка – Воронежская операция. По масштабам и потерям она сравнима со Сталинградской, хотя намного менее освещена в исторической литературе. Воронеж  оказался на пути немецких войск при их движении к Сталинграду. За всю войну было только два города - Сталинград и Воронеж, где линия фронта проходила через сам город. Оборона города длилась 212 дней, потери советских войск за время этой операции составили 400 тыс. человек, в Воронеже было уничтожено 92% жилых домов. За июль-август 1942г. полк Михаил Васильевича потерял почти половину личного состава, в том числе 13 августа 1942г., сбив накануне 3 немецких истребителя, в районе села Князево погиб командир полка Иван Федорович Осадчий. Долгое время его считали пропавшим без вести, и лишь в 60-е годы мой дед вместе с воронежскими журналистами, опрашивая местных жителей, нашел место падения самолета, а также место захоронения летчика в поселке Бор под Рамонью (тяжело раненого, жители села довезли его до находившегося в лесу госпиталя, но командир умер по дороге и был похоронен в братской могиле, сохранившейся до сих пор). В лесу, на месте падения самолета, находящемся в 500м от трассы «Дон», жители поставили памятник, за которым ухаживают школьники села Князево.

Сам Михаил Васильевич во время Воронежской операции только за август 1942г. сбил 3 самолета противника: 12.08.1942г. в р-не села Большая Верейка – Ме-109, 16.08.1942 в р-не села Большая Верейка – Хе-111, 28.08.1942г. в р-не Орла – Ме-109. За Воронежскую операцию. М.В.Шевченко был награжден орденом Отечественной войны I степени.

 

Донесение о сбитых М.В. Шевченко самолетах противника – оборона Воронежа, 1942г..jpg

Донесение о сбитых М.В. Шевченко самолетах противника – оборона Воронежа, 1942г.

В ноябре 1942 года, пополнившись личным составом и получив 32 самолета ЯК-1, полк М.В.Шевченко переводят на Северно-Кавказский фронт в г.Грозный. М.В.Шевченко был переведен в  8-й истребительный авиаполк (в дальнейшем был переименован в 42-й гвардейский) на должность штурмана полка. В этом полку дед прослужил до июля 1948г.

На Кавказе М.В.Шевченко участвует в поддержке наземных операций наших войск и защите нефтяных промыслов. Весной 1943г. полк переводят на Кубань, где он принимает участие в Кубанской воздушной битве, являвшейся частью битвы за Кавказ и приведшей к коренному перелому в господстве на воздухе в пользу советских летчиков - только в период с 17 апреля по 7 июня Люфтваффе потеряли 1100 самолетов, из которых свыше 800 были уничтожены в воздухе. Один из эпизодов этих событий сам Михаил Васильевич описывал так:

«3 июня 1943г. с аэродрома станицы Красноармейская я взлетел шестеркой на отражение бомбардировщиков, вступив в воздушный бой против 100 самолетов противника, которые после взрыва ведущего начали рассеиваться и  сбрасывать свой смертоносный груз на свои же войска. Наша шестерка сбила 4 самолета, сами вернулись все невредимыми»

За Кубанскую операцию М.В.Шевченко был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Весной 1944г. Михаилу Васильевичу приходит время вернуться на оставленную в 1942г. землю Крыма – начинается операция по его освобождению. 14 апреля 1944г. самолет М.В.Шевченко был атакован «Мессершмиттом» над Бахчисараем. В самолет попало 8 снарядов, Михаилу Васильевичу чудом удалось посадить подбитый самолет на фюзеляж  в р-не г. Симферополь. За освобождение Крыма М.В.Шевченко был награжден вторым  орденом Красного Знамени.

 

Кубань. После воздушной победы. М.В. Шевченко – в центре. 1943г..jpg

Кубань. После воздушной победы. М.В. Шевченко – в центре. 1943г.

С мая по ноябрь 1944г. полк М.В.Шевченко выполнял специальные задачи по испытанию новых самолетов ЯК-9у недалеко от авиазавода в Подмосковье. С начала декабря 1944г. полк вновь в составе действующей армии – 2-й Белорусский фронт, освобождение Польши и Восточной Пруссии (взятие Кенигсберга). 9 апреля 1945г. самолет М.В.Шевченко ЯК-9 при заходе на посадку внезапно загорелся. Михаилу Васильевичу удалось покинуть самолет на высоте 100м, отчего приземление произошло лишь в момент раскрытия парашюта с сильным динамическим ударом. День Победы М.В.Шевченко встретил в госпитале, с ожогами и травмой позвоночника. . За освобождение Польши и Восточной Пруссии М.В.Шевченко был награжден вторым  орденом Отечественной войны II степени. После окончания лечения, с 24 мая 1945г. Михаил Васильевич проходил подготовку к Параду Победы, в котором и принял участие  24 июня 1945г на Красной площади в Москве.

 

Германия, март1945г..jpg

Германия, март1945г.

Еще два года после окончания войны, М.В.Шевченко служил на территории Германии, в г.Шнайдемюль (теперь это территория Польши). В 1947 судьба вновь привела его на Липецкую землю – предстояла учеба на высших курсах командиров полков в Липецком авиацентре, которую он прошел с отличием. В августе 1948г. М.В.Шевченко был назначен командиром авиаполка в филиал Качинского авиаучилища в г.Мичуринске, а в 1951г – командиром авиаполка во Фрунзенском авиаучилище (теперь – г.Бишкек), где и прослужил до ухода в отставку в 1961г. В 1964 году семья перебралась из Средней Азии в ставший уже знакомым Липецк, где и обосновалась навсегда. В Липецке Михаил Васильевич работал на Тракторном заводе, вплоть до окончательного выхода на пенсию в возрасте 70 лет. Всю свою жизнь, до самой смерти в 2001г, Михаил Васильевич оставался исключительно скромным и честным человеком, несмотря на то что в 30 лет уже был командиром полка. Неохотно рассказывал о подробностях своего боевого пути, разговорить его удавалось только на 9 мая, когда каждый год мы ходили с ним из-дома на митинг, посвященный Дню Победы – жил дед совсем недалеко от Площади Героев, на ул. Зегеля. Очень любил путешествовать с семьей на машине, много раз посещал Крым, который с такими потерями пришлось оставить в 1942м, а затем вновь освобождать в 1944м. Для нас он всегда был и остается главным человеком в семье. Вечная ему память.

К.Ю.Ченцов. ОАО «НЛМК»

 

Материалы по теме:

0

Вам нужно авторизоваться, чтобы оставить комментарий