Помним

назад

История моей семьи в истории страны

0
История моей семьи в истории страны

Мой прадед Неклюдов Иван Петрович.


Мой прадедушка родился 10 октября 1918 года в селе Косыревка Липецкого района Воронежской (теперь - Липецкой)  области. Образование – 5 классов, гражданская специальность – машинист паровоза.

С марта 1934 года по июнь 1940 года работал на Липецком железном руднике слесарем, помощником машиниста, машинистом.

22 июня 1940 года (ровно за год до нападения Германии) был призван в ряды РККА – Рабоче - Крестьянской Красной Армии. Из Красной Армии был уволен 20 августа 1946 года, после чего вернулся в Липецк, где и трудился машинистом паровозов и железнодорожных локомотивов до 1980 года.

 Проходил службу в артиллерийском и стрелковом полках, а в феврале 1941 года поступил на учебу в Школу младших авиационных специалистов. С началом Великой Отечественной войны сразу был отправлен на фронт, в Военно – Воздушные Силы Красной Армии на должности стрелка – радиста самолетов.


7.jpg


Первые месяцы войны набирался опыта в отдельных авиационных эскадрильях связи. С декабря 1941 года и до окончания войны воевал на бомбардировщиках. 

До 1943 года летал на скоростных фронтовых бомбардировщиках (СБ) в составе 41-го и 367-го ближнебомбардировочных полков, которые дрались с фашистами на южных направлениях и входили в Крымский фронт.

С лета 1943 года и до Великой победы воевал в 63-м Краснознаменном Керченском ночном скоростном бомбардировочном авиаполку, где летал уже на американских бомбардировщиках «Бостон» Б-3.

 

5.jpg


С весны 1943 г. полк базировался на аэродроме в Адлере. Наносил удары по кораблям, самолетам и переправам в Керченском проливе.

Осенью 1943 г. в ходе Новороссийско-Таманской операции бомбил укрепления «Голубой линии», затем отступающие по Таманскому полуострову немецкие войска.

Участвовал в штурме Керчи, подавлял вражескую артиллерию в основных населенных пунктах Крыма, затем наносил удары по эшелонам на станции Багерово. Базировался на аэродроме  рядом с Джанкоем, откуда осуществлял бомбардировки Севастополя.

После освобождения Севастополя полк переброшен в Белоруссию, где действовал в интересах 2-го Белорусского фронта, начиная с Бобруйской операции.

В 1944 году выведен на переформирование и доукомплектование, базировался на аэродроме Шаталово Смоленской области.

Затем перелетел на аэродром  близ Минска, в 1945 году базировался на аэродромах Европы.


За годы войны Иван Петрович совершил 216 боевых вылетов ночью и 40 днем в любую погоду, с налетом 700 часов. Его бомбовыми ударами и пушечным огнем у фашистов были уничтожены:

15 самолетов,

46 автомашин,

30 повозок,

3 цистерны с бензином,

3 паровоза,

40 вагонов с боеприпасами и солдатами,

12 прожекторов,

3 склада с боеприпасами,

3 станционных здания,

15 железнодорожных путей,

4 артиллерийские батареи,

5 зенитных батарей,

30 зенитно-пулемётных точек,

200 минных полей,

2 переправы через реку,

транспортное судно,

самолет «Мессершмитт - 109» в групповом бою,

свыше 200 человек солдат и офицеров противника.

 

Дважды самолет с Иваном  Петровичем сбивали немецкие истребители, но оба раза  он благополучно возвращался через линию фронта к своим. Правда после второго падения, Иван Петрович (его место в бою было в хвостовой части самолета) потерял весь свой экипаж, с которым неразлучно воевал  несколько лет – горящий бомбардировщик врезался в дремучее болото носом и выжил только он. (От тяжелейшей травмы ноги он страдал потом всю жизнь, хромая и постоянно испытывая сильную боль, но от льгот и возможности не работать отказался – так было принято у того поколения).

 

Все вылеты были признаны успешными, за что командованием и правительством был награжден орденами «Отечественной войны второй степени» и «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».

 

За отличие в боевых действиях,  Иван Петрович десятки раз (в том числе дважды  Министром  Военно – Воздушных Сил Советского Союза) поощрялся командованием за освобождение Новороссийска, Керчи, Таманского полуострова, Ялты, Севастополя, Феодосии, Бобруйска, за прорыв сильно укрепленной обороны с овладением  десятков городов, железнодорожных узлов в приграничной полосе и при вторжении в Восточную Пруссию и Померанию на территории Германии, за овладение главным городом Восточной Пруссии Кёнигсбергом и всеми основными военно-морскими базами фашистов на Балтийском море, за прорыв эшелонированной обороны Берлина.

 

1.jpg


По окончании войны более года оставался в строю Военно-Воздушных Сил Советского Союза, передавая огромный боевой опыт и помогая в освоении новейшей техники молодыми специалистами. Участвовал на новейшем скоростном бомбардировщике в параде на Красной площади 1 мая 1946 года и в почетном эскорте Председателя Верховного Совета Советского Союза Михаила Ивановича Калинина.

 

В мирной жизни мой прадедушка Иван  Петрович сразу пошел трудиться, поднимать из руин страну, женился и у него было трое детей и шесть внуков. Спустя годы, судьба пару раз отправляла его потомков на поля сражений боевого ветерана. Средний сын Валерий, в конце шестидесятых годов того века, несколько лет проходил военную службу на территории Германии и Чехословакии. Любимый внук (мой папа), с которым  Иван Петрович проводил большинство своего времени, в начале следующего  века отправился бороздить  просторы морей, на которых в своё время дед беспощадно бомбил и расстреливал фашистов.  Валерий Валерьевич окончил Военно – морской институт в Санкт – Петербурге и одиннадцать лет служил офицером на подводных лодках Северного флота,  посещая глубины не только Баренцева и Норвежского морей, но и тех самых Балтийского и Северного.

 


Полина Неклюдова , 9 лет.

Ученица 3 "Б" класса  гимназии №1 г.Липецка.

                                                                              

0

Вам нужно авторизоваться, чтобы оставить комментарий