Помним

назад

«Если завтра война…»

0
«Если завтра война…»

Рассказ о героях войны по материалам корпоративного музея НЛМК

В аннотации к документальным кадрам, которые Вы видели, значится: «Если завтра война. Оригинальный текст 1938г. Кадры учений Осоавиахим и др.» Сегодня большинство молодых людей не знают, что означает эта аббревиатура, а в 30-40-е г.г. в нашей стране трудно было найти семью, которая бы не была связана с Осоавиахимом. 23 января 1927г., 90 лет назад, было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.

Осоавиахим – это аэроклубы и клубы Ворошиловских стрелков, санитарные и парашютные отряды, спортивный комплекс ГТО и комплекс «Готов к противовоздушной и противохимической обороне, это спортивные парады и техническое творчество.



Оборонно-спортивные организации Осоавиахима появились во всех учебных заведениях, на предприятиях и стройках, в совхозах и колхозах нашей страны. Замечательный путь прошла за годы своего существования и оборонно-спортивная организация Новолипецкого металлургического завода. Первый директор Ян Андреевич Берзинпринимал активное участие в работе общества. Благодаря ему, члены общества имели хороший учебный пункт, достаточное количество учебных пособий.

В сентябре 1934г. липчане радостно встречали своего знаменитого земляка Михаила Васильевича Водопьянова.


Выступая перед жителями города, Михаил Васильевич призвал молодежь учиться летному делу. У многих мальчишек и девчонок тогда зародилась мечта о покорении неба. В этот его приезд было принято решение о создании аэроклуба в Липецке. К ноябрю 1934г. он был создан. Юридическими членами клуба стали многие предприятия Липецка, в т.ч. НЛМЗ. Все помогали аэроклубу стройматериалами, техникой. Завод  выделил автомашину и лошадь для дежурства на полетах. Берзин добился права на открытие при заводе филиала аэроклуба. Молодежь с большой охотой занималась на курсах по подготовке летчиков, планеристов, парашютистов. Ян Андреевич интересовался их учебой, часто бывал на полетах, курсантам предоставлялся транспорт, доставлявший их на аэродром. Ежегодно без отрыва от производства курсы Осоавиахима подготавливали 850 специалистов. Только на нашем заводе до войны было подготовлено 100 летчиков, свыше 200 планеристов, 200 парашютистов, а также большое число Ворошиловских стрелков, снайперов, пулеметчиков. Кроме того  заводской Осоавиахим в первые дни войны готовил ополченцев, обучал их военному делу.

Все без исключения бывшие курсанты Липецкого аэроклуба участвовали в сражениях Великой Отечественной войны, показывая образцы мужества и героизма. В канун Дня защитника Отечества хотелось вспомнить хотя бы некоторых из них.

Далеко не все вернулись с этой страшной войны. На Воронежской земле похоронен Ляпин Яков Николаевич, работавший до войны дежурным электриком в электроцехе НЛМЗ.

В 1938г. его призвали в армию. Узнав, что он занимался в аэроклубе, направили в военное летное училище. Летчик Я.Н.Ляпин с первых дней войны на фронте. Воевал на разных участках, в том числе прикрывал от фашистской авиации территорию нашего края. В 1942г. его часть была направлена под Воронеж, где шло кровопролитнейшее сражение, где враг имел в воздухе огромное численное превосходство: значительный перевес в истребителях, сотни бомбардировщиков.Под Россошью находился один из фашистских аэродромов, где базировалось более 50 самолетов. Охраняли его большими силами с земли и с воздуха. Здесь, под Россошью, при штурме аэродрома он и погиб. Материалы Якова Николаевича представлены в экспозиции корпоративного музея.

Очень дорога нам вот эта маленькая фотокарточка Куликова Виктора Михайловича. 


На ней совсем молодой человек, таким молодым он остался навечно. Виктор закончил в  1933 году горнопромышленную школу и работал в ТЭЦ НЛМЗ электриком. Параллельно он,  как и многие ребята того времени, занимался парашютным спортом. Когда  осенью 1940 года его призвали в ряды Красной Армии, занятия парашютным спортом определили дальнейшую судьбу: его направили в летную школу. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в боях на Курской дуге, погиб в начале сентября 1943 г. Однополчане  похоронили его в Курске-Восточном. Старшая сестра, будучи в районе Курска, случайно увидела могилу брата, заменила фото на памятнике на довоенное, а эту фотографию взяла на память. У нас хранятся довоенные снимки Виктора Михайловича с родными и друзьями, его последние письма домой и  маленькая фотокарточка с его могилы.

Героически погиб, защищая небо Балтики, воспитанник Липецкого аэроклуба, новолипчанин Константин Никонов, а его брат пал смертью храбрых на Кубани. Командир истребительного полка, в котором он сражался, написал отцу: «В лице Вашего сына полк понес невосполнимую утрату. Он был отличный летчик и настоящий товарищ. Мы отомстим за его смерть!»

Многие выпускники аэроклуба были удостоены правительственных наград, семеро стали Героями Советского Союза. Судьба двух из них связана с НЛМК.

Беспощадно бил фашистов военный летчик Владимир Лукьянович Басинский.


До войны он окончил училище ФЗО при НЛМЗ и работал в доменном цехе газовщиком. После работы бежал в аэроклуб. Поступил туда, когда еще учился в ФЗО. Был так увлечен авиацией, что и в мыслях не мог представить, как это раньше мог жить без нее. День был загружен до предела. 4 часа занятия в ФЗО, 4 часа практики на заводе, а после – аэроклуб. А затем война. Первое время служил в пехотном полку, а затем был откомандирован в Чкалов (Оренбург), в летное училище, которое окончил в 1942г. С июня 1943г. лейтенант Басинский в действующей армии. О том, как он сражался, говорят награды: два ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды и многочисленные медали. Не зря о мужестве и героизме его писали многие фронтовые газеты. Грамот-благодарностей от Верховного главнокомандующего у Владимира Лукьяновича было около двух десятков: за освобождение Харькова, Орла, Белгорода, Киева, Львова, Ясс, за взятие Будапешта, Плоешти, Белграда. За строками каждой ожесточенные схватки, ежедневные, ежечасные встречи со смертью. Одна из первых, так же как и орден Отечественной войны I степени, - за боевые заслуги в боях на Орловско-Курской дуге.

…Лето 1943г. Выпускники авиационного училища, среди которых был и Басинский, направляются в самое пекло войны, под Орел. Вот как спустя много лет он вспоминал свой первый воздушный бой (из интервью героя, опубликованного в газете «Металлург» в 1967г.).

« Первый вылет. Ни страха, ни боязни, только одна злая ненависть. День был обычным. Чем-то мирным веяло от залитой солнцем летной площадки. Сигнал. Бежим к замаскированным самолетам. Поплыла земля. Быстро добрались до линии фронта. Обнаружить цель не стоило труда, немцы стянули сюда много боевой техники. Вот колонна танков. На бреющем полете сбрасываем бомбы, расстреливаем машины и пехоту противника. Бьют зенитки… Ухожу от них, а затем, развернув машину, пикирую на новую колонну машин. Вдруг самолет сильно тряхнуло. На мгновение потемнело в глазах, а когда пришел в себя, понял, что давление масла упало. Сознание работало лихорадочно. Перекрыл все краны, включил пожарную защиту. И только тут заметил немецкий истребитель. Позвал стрелка-радиста, радист молчал, он был мертв. Взял курс на восток, пытаясь «дотащить» самолет до своих. Выжимаю из машины все, лишь бы перевалить за линию фронта. Фюзеляжем «пропахал» землю в двух км от переднего края. При ударе о землю отскочила правая плоскость, отвалилась хвостовая часть. Вгорячах не заметил, что о кабину разбил лоб. Отполз в ржаное поле, оно было рядом. Вижу, два кавалериста скачут к самолету. Достал пистолет, думал немцы, кричат по-немецки. И очередь автоматную пустили в мою сторону. Пригляделся: так это же свои гвардейцы-кавалеристы. Они меня тоже за фашиста приняли».

Затем новая машина, и снова бои. По 3-4 раза в сутки вылетал Басинский со своими товарищами. Бомбили мосты, аэродромы, штурмовали машины и пехоту противника. Сбивали его еще 4 раза. И всегда удавалось дотянуть до своих. 146 боевых вылетов на счету Басинского, 146 встреч со смертью. Но сопутствовала летчику удача: ни одного ранения.

Басинский В.Л.: «Задача была одна: бить и бить фашистов до тех пор, пока бьется в жилах кровь. Летишь группой, видишь, как задымился самолет товарища, стискиваешь зубы и даешь клятву, что отомстишь за его смерть во сто крат. На войне легко не бывает…» И вспоминает тяжелейший бой, когда предстояло уничтожить мост через Дунай, а мост охраняли 22 зенитные батареи. Двенадцать наших самолетов с бреющего полета разбили этот мост, чем приостановили большое наступление немцев. Орден Боевого Красного знамени получил Владимир Лукьянович за эту операцию.

30 раз вылетал он в тыл врага. Сжигал танки, взрывал аэродромы, бил по эшелонам, по колоннам машин. Была у В.Л. Басинского и иностранная награда – югославский орден «Партизанская Звезда» I ст.– за успешную операцию по срыву крупного наступления немцев на территории Югославии и за участие в обучении югославских летчиков.

Закончилась война. Он продолжал службу и не знал, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Только спустя год – 22 февраля 1946г. – вручил ему награду М.И.Калинин.

После демобилизации в 1957г. Владимир Лукьянович вернулся в Липецк, работал на нашем предприятии бригадиром по отгрузке огнеупорного лома, а затем возглавил штаб гражданской обороны на НЛМК. Скончался   он в 1991г. В 1995г. новая улица в поселке Матырский была названа его именем.

А родился В.Л. Басинский в с. Двуречки Грязинского района Липецкой области. В том самом небольшом селе, 4 уроженца которого стали Героями Советского Союза (один из них Басинский), а одному за подвиг в годы войны присвоено звание Героя России. В этом же селе родился еще один будущий Герой Советского Союза - Бахеев Степан Антонович.

Так же, как и Басинский, он окончил ФЗУ в Липецке и начал свой трудовой путь в доменном цехе Новолипецкого металлургического завода. Учился в местном аэроклубе, изучал теорию полета, самолет У-2. Подготовка  было серьезной: при выпуске в 1940 г. Степан успел сделать 140 полетов на У-2. Когда в октябре 1940г. его забирают в армию, вопросов о том, где будет служить, не было, военком выписывает направление в летную школу. Окончил ее в марте 1943г. в звании младшего лейтенанта. Бахаев С.А. – участник Великой Отечественной войны с августа 1943г., истребитель, летал на Як-1 и Як-9. Участвовал в боевых действиях на Воронежском фронте, дальше были бои под Харьковом, Полтавой, на территории Польши и Германии. К маю 1945 года старший лейтенант С. А. Бахаев совершил 112 боевых вылетов, в 28 воздушных боях лично сбил 12 и в составе группы 3 самолёта противника. Был награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Красного Знамени. После окончания Великой Отечественной войны охранял воздушные границы нашей Родины на Дальнем Востоке.

Принимал участие в военных действиях в период войны на Корейском полуострове 1950 - 1953 г.г. Степан Антонович совершил 180 боевых вылетов, участвовал в 63 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолётов противника. 13 ноября 1951 года удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1959 г. майор С. А. Бахаев уволился в запас и уехал с семьей в небольшой город Богодухов в Харьковской области. Помня о том, какое огромное влияние на его судьбу оказало обучение в Липецком авиаклубе, о том, что занятия в военно-технических кружках стали настоящей школой жизни, школой мужества для миллионов юношей и девушек, он почти 10 лет работал в учебном центре ДОСААФ. Умер 5 июля 1995 года.

Ольга Щурова,
заведующая музеем НЛМК

Материалы по теме:

0

Вам нужно авторизоваться, чтобы оставить комментарий